Главная / Технология / Особенности спортивных масел

Особенности спортивных масел

 

Двигатели гоночной техники эксплуатируются в режиме запредельных нагрузок. Поэтому к спортивным маслам предъявляют особо высокие требования. Для увеличения мощности мотора повышают его оборотистость. В результате увеличивается интенсивность трения сопряженных деталей. Это, в свою очередь, приводит к повышению рабочей температуры двигателя. Высокая температура, как известно, разжижает моторное масло, и масло теряет свои смазывающие способности. При высокой температуре моторное масло начинает разлагаться и в конечном результате происходит полное разрушение масляной пленки на поверхностях трущихся деталей. Возникает сухое трение металла о металл, сопровождающееся интенсивным образованием задиров на трущихся плоскостях, а также деформацией головки блока цилиндров и вкладышей и т.д. Сухое трение изнашивает двигатель с катастрофической скоростью. В "Формуле 1" нередки случаи, когда двигатель выходит из строя задолго до окончания гонки. В этих условиях перед разработчиками смазочных материалов стоит задача сохранить работоспособность масла лишь на период гонки. О "живучести" масла речь не идет вообще. И разработчики моторных масел прибегают к использованию в спортивных маслах специальных присадок, которые при их применении в "гражданской" технике могут наносить существенный вред смазываемым узлам и агрегатам. Это к вопросу применения спортивных масел в обычной технике.

Так в чем же разница между обычными и спортивными маслами? Разница в формуле. Спортивные масла должны обладать повышенной термической стабильностью. Высокая температура является катализатором химических процессов, и при ней ускоряется процесс разложения моторного масла. Чтобы замедлить этот процесс в спортивные масла добавляют дополнительные присадки. При повышении температуры данные присадки разлагаются на вещества, замедляющие процесс разрушения масла (ингибиторы). Задача ингибиторов заключается в отводе разрушительного воздействия сверхвысоких температур от масла. К смазке двигателя ингибиторы не имеют никакого отношения и их наличие в составе масла ухудшает его смазочные свойства. Но в то же время, их отсутствие в спортивном масле приведет к преждевременному разложению масла. Еще одним фактором, негативно влияющем на надежность работы обычного автомобиля при использовании в нем в качестве смазочного материала спортивных масел, является наличие в составе спортивных масел наиболее распространенных цинко-фосфорных присадок. Стандарты современного автомобиля, исходя из экологических соображений, обязывают автопроизводителей устанавливать на свои автомобили каталитические конвертеры, а цинк и фосфор, присутствующие в противоизносных присадках, отрицательно воздействуют на работу конвертера и в короткие сроки выводят его из строя. Также в спортивных маслах сведено к минимуму наличие диспергирующих (моющих) присадок. Это вызвано тем, что диспергирующие присадки мешают активации противоизносных присадок. В обычных маслах моющие присадки присутствуют, т.к. двигатель обычного автомобиля рассчитан на долгий срок эксплуатации и для этого его надо содержать в чистоте.

01.03.2020 00:00